Как финансируется образование в России

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью РБК рассказал об увеличении количества школ и сокращении числа вузов, итогах реформы РАН и будущих российских пионерах…

По данным министерства, консолидированный бюджет на образование растет. Самые большие траты идут по линии госпрограммы «Развитие образования», утвержденной на 2013–2020 годы: например, до 2016-го дошкольное образование должно стать доступным для всех детей от 3 до 7 лет, а 25% образовательных учреждений необходимо сделать удобными для лиц с ограниченными возможностями.

Непосредственно Министерству образования и науки из федерального бюджета в 2016 году будет выделено 368,5 млрд руб., в 2015-м сумма была больше — 388,4 млрд руб.

— Стипендии будут проиндексированы? Как я понимаю, индексация окажется меньше, чем в прошлом году.

— Чуть пониже, чем в прошлом. Законом предусмотрено, что индексация стипендиального фонда произойдет в сентябре этого года на 4%. Так же будут проиндексированы пенсии. Логика здесь такая: пенсионеры — более незащищенные люди, чем студенты. И увеличение социальной поддержки студенчества не должно быть, исходя из элементарной социальной справедливости, выше, чем у пенсионеров. Мы с этим согласились.

— Вы согласились с идеей президента общества «Знание» Николая Булаева выплачивать стипендии только студентам, которые связаны с государством договором и после окончания учебы будут работать на него. Мы двигаемся в этом направлении?

— Для любых концептуальных изменений в части стипендиального обеспечения, а это изменение концептуальное, надо изменить закон. И обсудить изменения с самими студентами. Эта идея разумна. Есть много и других разумных идей, как изменить систему стипендиального обеспечения. Мы их обсуждаем, постоянно находимся в диалоге и с профсоюзом работников образования, где есть совет по студенчеству, и с лидерами студенческих организаций вузов. Но сейчас планов по изменению этой системы нет.

И кстати, мы все в большей и большей степени передаем конкретные полномочия по установлению правил выплаты стипендии самим вузам и органам студенческого самоуправления. Я считаю, это правильно, все вузы различаются и работают в разной социально-экономической ситуации. Студенты видят это и могут исходя из этого принимать взвешенные решения.

— Не влияет на объективность выдачи стипендии такой подход? Студенты сами решают, кому давать больше или меньше стипендию, но у молодых людей разные отношения друг с другом.

— Это один из факторов воспитания — повышение ответственности молодых людей за те решения, которые они принимают. И это правильно. Я думаю, что чем дальше, тем больше мы будем делегировать полномочия им, кстати, не только по вопросам стипендий, но и по другим вопросам, связанным со студенческой жизнью и учебой.

Разные вузы идут своими путями. Сейчас очень прогрессивная, абсолютно прозрачная система в Санкт-Петербургском государственном университете. На сайте университета есть специальный раздел, где каждый студент может увидеть размер своей стипендии и стипендии своих однокурсников и понять, почему она именно такая.

— Вы сказали, что прорабатываете со студентами вопрос об обязательной работе на государство после окончания вуза. Как они настроены к изменениям?

— Они не очень хотят изменений, они считают, что действующая система сложилась в течение многих лет, что она себя оправдала, что она близка к оптимальной. Мы слышим эти мнения, поэтому не инициируем резких изменений.

— В начале февраля вам пришлось выйти из руководства партии «Единая Россия». В самой партии останетесь?

— Есть довольно естественные процессы, из которых не стоит делать какие-то глубокие философские выводы, даже несмотря на предвыборную ситуацию. Произошла плановая ротация высшего совета партии, о чем было известно заранее. Логично иметь в органах управления партии людей, которые в условиях предвыборной кампании могут в ежедневном режиме участвовать в партийной жизни. Естественно, в «Единой России» я остаюсь, и никакие внутрипартийные кадровые решения не повлияют на мое конструктивное взаимодействие с однопартийцами, в том числе депутатами, в вопросах развития образования и науки.

Критика, если она не носит популистский характер, приносит работе только пользу. Но безусловно, нужно понимать, что в условиях предвыборной ситуации многие используют тему образования для того, чтобы набрать очки. Хотя, надо сказать, я уже сейчас с удовлетворением наблюдаю, что громогласные лозунги «Я всех спасу и отменю ЕГЭ!» уже не находят такого горячего отклика. Недавний опрос ВЦИОМ показал: все больше и родителей и учителей доверяют ЕГЭ. Так, например, 80% учителей и более 60% одиннадцатиклассников считают экзамен объективным.

Источник: РБК, Полина Никольская